Ноу хау по обслуживанию насосов

Насос, работающий с максимальной эффективностью, потребляет меньше энергии, время простоя у него короче и он дешевле в эксплуатации. Обслуживание насоса – это вложение в его эксплуатационные характеристики и ценность на протяжении всего срока службы. Есть много способов, благодаря которым правильное обслуживание помогает снизить затраты при одновременном повышении эффективности. Например, если инвестиции в насос обеспечивают простоту обслуживания, время, которое вы тратите на техническое обслуживание, может быть существенно снижено.

Используя приведенную ниже информацию, проверьте, сможете ли вы обнаружить проблемные места и найти решения, которые помогут восстановить хорошее состояние оборудования и попутно увеличить прибыль.

Общие признаки неэффективности самовсасывающего насоса

Заметная разница в расходе насоса

Обратите внимание на производительность. Заметно ли уменьшение? Насосу требуется больше времени, чем раньше, чтобы выполнять ту же работу? 

Возможные причины снижения производительности:

  • разрушения всасывающего шланга;
  • течь в прокладке;
  • засор всасывающей линии;
  • повреждение или износ рабочего колеса или пластины компенсации износа.

Чтобы определить причину снижения производительности, необходимо измерить давление на напоре и вакуум на всасывании во время работы насоса. Если эти показатели были измерены при запуске, последние показания следует сравнить с первоначальными. При поиске и устранении неисправностей любого насоса и системы необходимо обратить внимание на аномально высокие показания, полученные ранее. Давление на напоре выше нормы указывает на уменьшение вакуума всасывания и может быть признаком блокировки или частичного засора напорной линии, закрытого клапана, невозможности выхода воздуха или любого препятствия за пределами точки, в которой был установлен манометр в линии нагнетания. Обычно манометры устанавливают приблизительно на расстоянии от двух до четырех диаметров трубы от насоса.

Показания обоих датчиков также могут уменьшаться. Если это так, проблема находится между местами их установки. В этом случае проблема в насосе. Засор в оке рабочего колеса, износ, большие зазоры и попадание воздуха во всасывающий трубопровод — все это может привести к снижению показаний обоих манометров. Обратите внимание, что показания манометра почти всегда колеблются. Но, опять же, следует проследить за проблемой до самого высокого аномального показания датчика.

Насос заливается повторно не так быстро, как раньше. 

Чаще всего более медленную повторную заливку можно объяснить чрезмерным рабочим зазором. 

Если причина замедления не в этом, необходимо проверить следующее:

  • Протекает ли уплотнение?
  • Все ли крепежные детали на прокладках затянуты?
  • Сильно ли изношена секция водораздела улитки насоса?
  • Не забит ли порт рециркуляции?

Чтобы определить место, в котором возникла проблема, можно проверить максимальный вакуум. Следует заполнить насос минимальным количеством воды вместо того количества, которое обычно остается в улитке корпуса для повторной заливки. Для этого достаточно просто снять всасывающий клапан, заправив улитку корпуса и включив насос. После того, как насос выйдет на динамический режим работы, следует выключить насос и дать жидкости в насосе вернуться в отстойник.

Любая жидкость, оставшаяся в улитке корпуса, является минимальным остатком для цикла повторной заливки. Необходимо установить вакуумметр на всасывающей линии насоса и закрыть клапан на всасывающей линии за пределами манометра. Если на всасывающей линии нет клапанов, в стык труб можно установить прочную прокладку без внутреннего отверстия для создания эффекта «клапана». Включите насос и проверьте вакуумметр. Насос создает вакуум перед закрытым клапаном или твердой прокладкой. Это значение эквивалентно всасывающей способности насоса.

Насос издает чрезмерный шум

Если насос грохочет, как шарики в банке, это может быть признаком кавитации. Возможные причины:

  • слишком большая высота всасывания,
  • слишком длинный всасывающий трубопровод,
  • трубопровод забился или у него разрушилось внутреннее покрытие,
  • забитый грязевой фильтр,
  • сочетание любых из этих факторов либо проблема на напорной линии насоса.

Чрезмерный шум также может быть вызван вышедшими из строя подшипниками. Следует уточнить, является ли шум механическим или гидравлическим. Для этого необходимо на короткое время включить насос без воды. Если шума больше нет, значит, это был шум гидравлического характера. Если шум продолжается после удаления продукта, это механический шум. Если шум гидравлический, проблему в системе помогут определить показания датчиков.

Насос часто забивается 

Если засорен всасывающий обратный клапан насоса, это означает, что грязевой фильтр слишком большой или слишком маленький, либо рабочий зазор может быть слишком большим. Также можно предположить, что грязевой фильтр забит включениями и блокирует всасывающую линию.

Насос перегревается

В этом случае вероятно, что поток жидкости в поступающий в насос или выходящий из него ограничен. Неправильный зазор рабочего колеса может замедлять повторную заливку. Всасывающий грязевой фильтр или рециркуляционное отверстие в улитке корпуса могут быть забиты. Или может быть нарушена способность насоса выпускать воздух через линию клапана автоматического отвода воздуха, или напорную линию с открытым концом.

Никогда не открывайте горячий насос. Перед открытием потрогайте насос и убедитесь, что он остыл. Даже после охлаждения внутри улитки корпуса может сохраняться давление.

Что нужно для максимальной эффективности и прибыльности?

Всасывающая линия

Проверьте утечки воздуха

С помощью вакуумметра убедитесь, что всасывающая линия, фитинги и заглушки герметичны. Насосы Gorman-Rupp обычно имеют резьбовое отверстие для подсоединения вакуумметра. В целях герметизации резьбовых соединений манометров и трубных заглушек используйте смазку для труб. При попадании воздуха во время работы вакуумметр будет колебаться или давать ошибочные показания. При выключении показания манометра будут отображать расстояние по вертикали от крана манометра до уровня жидкости. Если после отключения этот вакуум падает, атмосферное давление влияет на всасывающий трубопровод, что приводит к потере статической подъемной силы насоса. Если всасывающий клапан изношен, его необходимо заменить. Если жидкость возвращается в резервуар, следует проверить насос на утечку воздуха. При необходимости замените негерметичные уплотнения и сильно изношенные шланги.

Проверьте внутреннее покрытие всасывающего шланга

Резиновое покрытие всасывающего шланга может оторваться от ткани, что приведет к частичному блокированию линии. Если в насосе создается высокий вакуум, но давление нагнетания низкое, возможно, внутреннее покрытие шланга блокирует всасывающий поток. Если внутреннее покрытие шланга разрушено, показания манометров во время работы будут выше нормальных. Чтобы решить эту проблему, следует просто заменить шланг. Проверьте всасывающий грязевой фильтр. Частый осмотр и очистка всасывающего грязевого фильтра особенно важны при перекачивании жидкостей, содержащих твердые частицы. Показания манометра во время работы будут выше обычных, если прохождению потока через фильтр препятствуют загрязнения. Чтобы предотвратить засорение насоса, необходимо всегда использовать грязевой фильтр подходящего размера.

Сам насос

Необходимо проверить улитку корпуса, лопасти рабочего колеса, пластину компенсации износа или компенсационные кольца и крепежные детали. Съемная крышка на насосе обеспечивает быстрый и легкий доступ, когда требуется осмотр рабочего колеса и пластины компенсации износа. Эти компоненты следует проверять каждые шесть месяцев или чаще, в зависимости от применения насоса, поскольку они подвержены более быстрому износу при перекачивании абразивных жидкостей и шламов. Например, пластины компенсации износа и компенсационные кольца Gorman-Rupp можно заменять без замены дорогостоящих отливок. Для измерения внутреннего износа можно выполнить тест на отключение. Следует запустить насос и дать ему выйти на полный расход. Медленно закрыть нагнетательный клапан и записать показания манометров на всасывании и нагнетании. Эти показания должны соответствовать максимальному давлению, указанному на кривой производительности насоса при нулевом расходе.

Проверка зазора рабочего колеса

Эффективность перекачивания снизится, если зазор между рабочим колесом и пластиной компенсации износа или компенсационными кольцами превышает рекомендуемые пределы. Если зазор меньше рекомендованного, компоненты будут изнашиваться из-за трения, что приведет к чрезмерной нагрузке на двигатель или мотор. Следует проверить зазор рабочего колеса в соответствии с руководством по эксплуатации насоса и при необходимости отрегулировать его. Тест на отключение может быть проведен для проверки не только износа, но и рабочего зазора.

Проверка торцевого уплотнения

Лучшие насосы оснащены двойным торцевым уплотнением, который смазывается под давлением подпружиненной чашкой для консистентной смазки, или уплотнением с масляной смазкой для длительной безотказной работы. Некоторые насосы оснащены одинарным торцевым уплотнением, которое смазывается перекачиваемой жидкостью. Песок или другие твердые частицы могут вызвать быстрый износ поверхностей торцевого уплотнения. Следует проверить и заменить торцевое уплотнение, если оно изношено. Испытание на максимальный вакуум позволяет проверить целостность торцевого уплотнения. Замените втулку торцевого уплотнения или втулку вала, если на них есть царапины.

Проверка подшипников

Изношенные подшипники могут вызвать качание вала. В конце концов насос начнет шуметь и перегреваться. Изношенные подшипники будут отражать более высокие значения силы тока из-за повышенного износа. Рано или поздно подшипник заклинит. Заменяйте подшипники при первых признаках износа, чтобы избежать разрушительных повреждений, вызванных их отказом.

Проверка двигателя или мотора

Насосу может недоставать мощности, необходимой для эффективной работы. Возможно, двигатель нуждается в настройке или в обслуживании. Для поддержания эффективной работы советуем чаще обращаться к руководству пользователя.

Напорная линия

Проверка рабочего состояния

Регулярно проверяйте правильность работы устройств отвода воздуха, клапанов, обратных клапанов и устройств контроля удара. Старые напорные трубопроводы подвержены внутренней ржавчине и точечной коррозии, что вызывает потери на трение и может снижать расход на 15%. Показания манометра на напорной линии увеличиваются с дополнительными потерями. Сильно изношенные линии необходимо заменять.